Vladimir Berozov (beroz1959) wrote,
Vladimir Berozov
beroz1959

Владимир

Владимир

Святые мученики за веру-аланы-Сукиасянцы.
«Мученики прибывшие из Аланского царства в Армению с царицей Ашхен восприняли Учение от святых мужей-учеников свято­го Апостола Фаддея уединившись у истоков реки Евфрат» - так начинается «Мученичество святых Сукиасянцев»- древнейший памятник армянской агиографии, который согласно оценке большинства исследователей датируется V-м веком, но отражает при этом события, восходящие к первым векам от Рождества Христова.

Оказавшись вдалеке от родины в качестве свиты Аланской царев­ны Ашхен, вступившей в брак с царем Армении Трдадтом I-м, приближенные «великой царицы» стали одними из первых на Кавказе воспри­нявших учение Христа на заре христиаской эры.

Предание гласит, что ученики Апостола Фадея греки Воскяны про­поведовавшие учение в Армении были преданы мечу сыновьями ца­ря, а ученики их - уверовавшие в Христа аланы, приняв крещение удалились на гору Сукав, названную так в честь их предводителя - военачальника Баракатры (в крещении Сукиас), особо приближенного к Аланскому царскому двору.

Однако, через некоторое время Аланский царь получает послание из Армении о том, что «...из войск его царских в Армении поселились мужи смелые и добродетельные не пожелавшие поклоняться богам царей» и проповедуют новое, чуждое для его страны учение.

Аланский Царь снаряжает экспедицию и посылает в Армению воинский контингент с повелением к Сукиасу и сукиасянцам отречься от Христа и вернуться в прежнюю веру. В случае отказа воинам было приказано перебить их.

Так оно и случилось – прибывшие аланские воины по приказу своего царя перебили своих же соплеменников за вероотступничество. Здесь нельзя обойти стороной интереснейший диалог, который состоялся между будущим святым Армянской Апостолькой церкви Сукиасом и посланным на его убиение командиром аланского военного отряда по имени Барлаха, подробно описываемый древним автором в упомянутом документе:

«Тогда говорит военачальник Барлаха:

- Кто вы, по образу своему похожие на людей, а питающиеся расте­ниями подобно козам?

- Отвечает святой Сукиас:

- По природе своей мы люди, и с Аланского двора. Бежали мы от нечестия и безбожия царей. По провидению свыше так сохраняем свое существование в надежде на вечную жизнь, обещанную нам Гос­подом и Богом нашим.

- Тогда Барлаха спрашивает:

- Какого ты рода?

- Был я вторым сановником (Аланского) государства, сидевшим на втором месте после царя. Прежде меня звали Баракатрой, но с тех пор как я пришел к разумению Бога, стал называться Сукиасом - обретшим мирную жизнь.

- Согласись вернуться и ты вновь удостоишься прежнего положе­ния и возляжешь на втором месте после царя, - продолжал воена­чальник.

- Я слуга Господа моего и наступило время получить мне вознагра­ждение, - отвечает блаженный.

Тогда военачальник говорит:

- Отрекся ты от свободы, дабы обрести рабство?

И блаженный отвечает:

- Если бы ты знал Господа моего и ты принял бы такое рабство, дабы об­рести нетленную жизнь.

И безбожный военачальник, презрев слова его, стал осыпать его угрозами».

Последнее желание святых было помолиться перед смертью после чего, как сообщает летопись «...восприняли они мученическую смерть и получили от Бога Христа венец победы».

Трудно переоценить значение этих ценнейших сведений, дошедших до нас сквозь толщу веков, для понимания места и роли христианства для новейшей истории Осетии.

В этом древнем тексте мы впервые встречаем ценную информацию, отраженную в письменных источниках и касающейся крещения предста­вителей правящей элиты аланского государства.

Крещение Алании еще впереди, и это была первая встреча алан с учением Христа, ради которого они не раздумывая отдали свои жизни во имя утверждения веры христианской на земле древней Армении. За это они удостоились права обрести жизнь вечную и пребывать рядом с Богом.

Армянская церковь и благодарный народ Армении все это время свято чтит память святого Сукиаса и его учеников – безымянных сынов земли Аланской над Арменией просиявших...

Posted by Владимир Берозов on 6 июл 2018, 19:53

from Facebook
Tags: из Facebook
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments