beroz1959

Category:

Башни осетинского Джейраха с дрона

https://www.youtube.com/watch?time_continue=10&v=PEoDblZ3iRc Осетинский Джейрах  Еще в первом десятилетии 19 века в Джарахе (Джейрахе), ныне ингушском поселении, имелось 37 дворов и все они были осетинские. Всего, по сведениям Н.Г. Волковой, в Джейрахском ущелье размещалось пять осетинских поселений, в том числе Калмыкау, Уаллагкау, Джерах (Джейрах), Даллагкау. Впоследствии осетинское население этого ущелья была ассимилирована, и память ингушей сохранила сведения об осетинском происхождении многих нынешних ингушских фамилий (например, Цуровы, Хаматхановы, Льяновы и многие другие).  "В пещерных погребениях, находящихся близ сел. Фуртоуг, погребены осетины; погребения эти относятся к той поре, когда ингуши еще не жили в Джераховском ущелье. В Фуртоуге, по преданиям, ингуши поселились лет 500 назад. Раньше здесь жил неизвестный народ "джелты".Джелтами ингуши ДОСТОВЕРНО в старину называли осетин по их городу Джулат.  (с) Албогачиева М. "Многоликая Ингушетия".  "По свидетельству Салмана Цурова (1889 г. рожд.), его отец хорошо знал осетинский язык. Глубокие старики из ингушей Цуровых, собираясь для обсуждения важных вопросов, говорили по-осетински".   (с) Волкова Н.Г. - Этнический состав населения Северного Кавказа. Позднее в эти же места пришли Льяновы, Боровы, Ахриевы. Как рассказывают джераховцы, Цуровы прежде жили в селениях Джерах, Пхамат (Нижний Джерах) и Озьми. Население Джераха во второй половине XIX в. включало  уже 5 фамилий. Кроме Цуровых здесь жили Мамиловы, Томовы, предки которых были взяты в плен, а потомки обосновались в Джерахе, Мурзабековы, племянники Цуровых, и Гудантовы, переселившиеся с гор Ингушетии. Видимо, длительное время осетинские фамилии в Джерахе сохраняли свои этнические особенности. По свидетельству Салмана Цурова 1889 г. рожд.), его отец хорошо знал осетинский язык. Глубокие старики из  ингушей Цуровых, собираясь для обсуждения важных вопросов, говорили по-осетински. Их дети знали осетинский язык П6. Кроме Дударовых, Цуровых, Льяновых и Хаматхановых среди ингушей и чеченцев до сих пор сохранились предания об осетинском происхождении еще некоторых: фамилий. К таким, по мнению старших жителей ингушского сел. Каитышево и Назрани, относится большая часть тейпы Гайтовых.   Кроме Гайтовых назывались также фамилии (тейпы) Таутиевых в сел. Альтиево, Тариевых в сел. Экажево, жившие ранее в горах, а потом расселившиеся в селениях Экажево, Кантышево и др. 117 В сел. Верхние Ачалуки живут Бедоевы. Они ингуши, но окружающее население считает их по происхождению осетинами. Когда в 1969 г. мне пришлось беседовать с Магамедом Бедоевым, то он, рассказывая о своей фамилии, отметил, что их тейпа хири :hlop: , т. е. из осетин 118.  Джерахи,общество осетинъ,живущее по обоимъ берегам Макалдона,Владикавказского окр.,Терской обл.Общество состоитъ из 7 аулов(Баровъ или Бийкау,Калмикау или Фортануга,Возби верхний и нижний,Пеметъ,Олакау вер. И ниж.).Въ 1859 г. Въ них было 891 д. об. П. и 116 дв. Первые два аула находятся на Тереке,остальные на Макалдоне (или на ручье Терек) (Берже,Чечня и чеченцы,стр.81;Koppen,Rus.gesam.Bevolk.,S.149,183,191;Броневский,извъст.о Кавк.,ч.2,стр.159). Алания и Ингушетия: история без лжи... часть 1 Надоела реклама? Улучшите аккаунт всего за $1.66 месяц!  Из мировой исторической науки известно, что территория расселения алан(осетин) с конца 1 тысячелетия до нашей эры и до XII века распространялась с Приуралья до предгорий и гор Центрального Кавказа. В VII-IX вв. сложилось раннее феодальное государство - Алания, в котором в X в. христианство стало официальной религией. В Х-ХII вв. Алания состояла в дружественных политических отношениях с Киевской Русью, Византией, Грузией. В Алании зарождается письменность, окончательно сформировался эпос - ныне всемирно известный как нартский, осетинский.  Этническая и политическая карта Северного Кавказа существенно изменилась после татаро-монгольского нашествия в XII в., разорительных походов Тимура, разгрома аланского раннефеодального государства, которые привели к тому, что оставшаяся в живых незначительная часть аланского населения смогла сохранить за собой только часть своей обширной территории - неприступные для врага северные и южные склоны Главного Кавказского хребта.   Монгольское нашествие практически не задело предков ингушей, поскольку они жили в горах. После отступления алан в горы равнинные земли стали достоянием кочевых и полукочевых адыгских племен и племенных образований Золотой Орды. Вплоть до XVII в. северные предгорья и значительная часть равнинных земель Центрального Кавказа контролировались адыгскими князьями, и аланы (осетины) практически были лишены возможности расселяться на этих когда-то принадлежавших им территориях.  Господство кабардинской знати было абсолютным, ингуши-же вплоть до середины XVIII в. на оспариваемых ими территориях не фиксировались. Так, игумен Христофор в 1752 году доносил в императорскую коллегию иностранных дел о том, что между Осетией и Кизляром кроме черкес, т.е. кабардинцев, никто не проживает. Это и другие свидетельства говорят о том, что ингуши к концу XVII в. оставались в горах на своей "исторической" родине.  Миграционные процессы в местах проживания ингушей происходили главным образом в горных районах и всецело зависели от горной экологии, которая определяла во многом характер как демографических, так и миграционных явлений. Эти обстоятельства, начиная с XVII в. и до конца первой трети XIX в., вынудили ингушей продвигаться (переселяться) с запада на восток и юго-восток (см. Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. Грозный, 1963. С.27; Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-начале XX в. М., 1974. С.143).   В связи с большим приростом населения и ограниченностью пространства в местах векового обитания миграционный процесс носил весьма подвижный и импульсивный характер. Часто населенные пункты осетин и ингушей оказывались рядом, а нередко и смешивались.  . Так, в первом десятилетии прошлого века в Джарахе (Джейрахе), ныне ингушском поселении, имелось 37 дворов и все они были осетинские. Всего, по сведениям Н.Г. Волковой, в Джейрахском ущелье размещалось пять осетинских поселений, в том числе Калмыкау, Уаллагкау, Джерах (Джейрах), Даллагкау.  Впоследствии часть осетинского населения этого ущелья была ассимилирована, и историческая память ингушского народа сохранила сведения об осетинском происхождении многих нынешних ингушских фамилий (например, Цуровы, Хаматхановы,  и многие другие).  Так, в 1981 году ингушская семья - выходцы из знатной и очень уважаемой в Осетии фамилии, - оказавшись в опасности, обратилась к окружающим на осетинском языке: "Мы осетины, мы Дударовы". Им, конечно, оказали помощь... Горько констатировать, что в конце XX века человек из-за боязни быть презираемым или изгоем среди своих не имеет возможности сказать, кто его предки.   Ингушское  обычное право по-своему определяло и определяет понятие "коренной житель". Оно хорошо известно, но "представителями" ингушского народа тщательно скрывается и приходится напоминать его суть. А заключается она в следующем.  Так называемые "коренные" ингуши имели и имеют в горах свои родовые башни. Если же этого нет, то в таком случае эти ингуши считаются некоренными, происходящими от некогда ассимилированных в Ингушетии пришельцев-иноплеменников, и в свое время эти фамилии составляли горский народ, именуемый "ламарой".  Стоит так же напомнить,что  поселение Ангушта было основано осетинами и ингушами. Кстати именно от названия селения Ангушт, и пошло название нации - ингуши.  Среди самых авторитетных свидетелей и непосредственных участников происходивших в жизни ингушей и осетин изменений особое место по своей авторитетности занимает Леоний Леонтиевич фон Штедер. родом из Пруссии, приглашенный на российскую царскую военную службу еще Бауром. В 1772 году он вступил вожатым колонн в Генеральный штаб, был произведен в прапорщики в том же штабе в 1774 году и до 1777 года находился при съемке Красного Села и Петергофа. В 1777 году Штедер в чине поручика Генерального штаба был назначен на Кавказскую линию к строению новых крепостей и оставался там более 15 лет.   В 1797 году русский академик П.С. Паллас опубликовал "Дневник путешествия Штедера". В этом дневнике на странице 46 отмечено: " ... Наконец я покинул ингушей, перешел Кумбулей и пошел на запад к горам и через три малых ручья, текущих в глубоких берегах, на седьмой версте вышел к деревне Зауров. Она расположена на правом высоком берегу Терека, в двух верстах ниже предгорья. Старшина Гетта, родственник моего хозяина Сайку, самый уважаемый здесь человек, принял меня наилучшим образом. У него одного каменная башня и дом, другие строения из бревен, с огромными дворами. Это самая первая осетинская деревня. Раньше грузинская дорога шла по левому берегу, у которого находится старое укрепление, но река сорвала его у скалы под Балтой".   После экспедиции Штедера и Осетинское, и Ингушское общества продолжали расселяться, и естественно, что появлялись новые поселения. Этому во многом способствовало и то, что царское правительство разрешило  ингушам поселяться на свободных плоскостных землях без права частной собственности на эти земли.  Алания и Ингушетия: история без лжи... часть 2 Яндекс.ДиректВоенный авиасимулятор. Играй онлайн!worldofwarplanes.ru18+Стань мастером воздушных сражений в World of Warplanes! Скачай и играй бесплатно!Женские золотые часы завода АЮЗauz-shop.ruЭксклюзивные часы. Классический дизайн. Гарантия качества. Успейте купить со скидкой!Скидка 30%Как купитьОплатаСервис и гарантия Надоела реклама? Улучшите аккаунт всего за $1.66 месяц!  Повторим, что это ограничение, точнее, правовое регулирование землепользования, имело и имеет существенное, если не определяющее, значение в истории Северного Кавказа, так как все последующие мероприятия российской администрации по переселению ингушей,  казаков  базировались на этом правовом фундаменте и это надо иметь в виду в спорах о правовой обоснованности мероприятий в решении вопроса безопасности функционирования важнейшей в то время для России транспортной артерии - Военно-Грузинской дороги и расширения границ военного и административного центра Кавказа - г. Владикавказа.  Спустя пятьдесят лет после изысканий Штедера, в связи с участившимися разбойными нападениями на людей и транспортные средства, следовавшие по Военно-Грузинской дороге, российское правительство в целях подготовки карательной экспедиции князя Абхазова и обеспечения в будущем своей армии картографическим материалом и разведывательной информацией направило специальную разведывательную экспедицию на Кавказ под руководством будущего генерала российской армии поручика Браламберга. Материалы этой экспедиции уникальны по своей научной обоснованности и исторической значимости. Они уникальны и не имеют аналогов в исторических источниках по истории Ингушетии того времени. Их достоверность не вызывает сомнений, и это позволяет знать точное место проживания ингушей, их количество, название и количество их населенных пунктов, уровень общественного развития...   Материалы датированы 1831 годом и хранятся в Центральном государственном военно-историческом архиве (ЦГВИА, Ф-414, хр. 301, часть 1, листы 108-110) под названием "Военно-топографическое описание Кавказа поручика Браламберга". В этих материалах точно зафиксировано, что  ингуши, в то время занимали пространство "в окружности около 60 верст, граничат на севере с чеченцами и с осетинами (Владикавказ). На востоке граничат с племенами севаров, лезгин и частью с землями тушинов. На западе граничат с  осетинами (Военно-Грузинская дорога). На юге граничат с чудомаурцами, хевсурами и частично с Тушетией. Имеют 19 округов: 1. Нитхо - 161 дворов - 16 деревень 2. Майсти - 72 дворов - 3 деревни 3. Ахо - 215 дворов - 16 деревень 4. Терело - 200 дворов - 13 деревень 5. Чанти - 135 дворов - 7 деревень 6. Цхораго - 123 дворов - 7 деревень 7. Джерахи - 370 дворов - 2 деревни 8. Ангушты - 290 дворов - 12 деревень 9. Нешахский - 180 дворов - 11 деревень 10.Чантет - 140 дворов - 8 деревень 11.Бунцели - 175 дворов - 10 деревень 12.Чичнахи - 96 дворов - 3 деревни 13.Ацехели - 38 дворов - 5 деревень 14.Солитхо - 30 дворов - 2 деревни 15.Галга - - 1120 дворов - 35 деревень 16.Шатонем - 350 дворов - 21 деревня 17.Нагари - 550 дворов - 20 деревень 18. Верхонунули - 110 дворов - 3 деревни 19. Агаро - 178 дворов - 7 деревень  Округов - 19, деревень - 216, дворов - 4523. Мужчин - 10000. Женщин - 13000".  В этом разведывательном сообщении военного специалиста всё  соответствует действительности, эту историческую достоверную информацию необходимо считать документальной с поправкой на то, что понятия "округ" и "деревня" употреблены по российской аналогии.    Для сегодняшней реальной жизни в этом документе важно утверждение о том, что ингуши к 1831 году жили исключительно в горах, за исключением Ангушта. население которого вначале было смешанное, осетинско-ингушское. Интерес представляют и сами названия населенных пунктов, большинство из которых грузинские, и подтверждают факт проживания ингушей исключительно в горной местности.  Естественно, прочное обоснование русских на Северном Кавказе требовало прочной военной, экономической и административной базы, и прав непосредственный участник такой интенсивной деятельности царской администрации полковник Нагель, на основании архива которого историк В.А. Потто в работе "Два века Терского казачества (1577-1801)" отмечал:   "... Потемкин спешил воспользоваться временным затишьем, по крайней мере, для того, чтобы как можно скорее докончить сооружение новой укрепленной линии между Моздоком и подошвою главного Кавказского хребта. Линия эта, обеспечивая сообщение с Грузией, имела еще и другое, не менее важное значение: она отделяла Большую Кабарду от Малой и затруднила возможность совместного действия их против нас вместе с чеченцами и ингушами. Три из этих укреплений, или вернее, редутов: Григориополисское в Малой Кабарде, Кумбулеевское (Камбилеевское. - Ред.) на реке того же названия, и Потемкинское на Тереке у Татартуба были окончены и снабжены гарнизонами в том же году, но постройку четвертого, самого сильного, запиравшего вход в Дарьяльское ущелье, пришлось отложить до весны 1784 года.  29 апреля Селенгинский пехотный полк и два егерских батальона с артиллерией, под общим начальством полковника Нагеля выступили из Моздока к Григориополисскому редуту. К нему присоединились еще 70 Гребенских и 70 Семейных казаков, находившихся в Моздоке для содержания форпостов. Казаки пошли в авангарде и держали боковые цепи, дабы оградить отряд от возможного нападения со стороны Чечни или кабардинцев. (1 Моздокскийархив. Бумаги полковника Нагеля. Приказ по его отряду 22 апреля и 6 мая 1784 г.)   Кругом царило, однако, полное спокойствие, и отряд, дойдя до осетинского селения Заурова, остановился у входа в Кавказские теснины. Здесь, 6 мая 1784 года, после торжественного молебствия с водоосвящением, при громе русских пушек заложено четвертое, последнее укрепление, названное Владикавказом в знак нашего владычества над Кавказскими горами. Крепость сравнительно была небольшая, вооруженная 12 орудиями, и по повелению Императрицы Екатерины II в ней воздвигнута первая православная церковь. (1 Потто В.А. Два века Терского казачества (1577-1801). Т.2. Владикавказ, 1912. С 146-147.) Приведенные выше и другие документы бесспорно доказывают факт основания крепости Владикавказ (ныне г. Владикавказ) на месте осетинского селения.  В исторических документах есть указания на другое осетинское село Капкай, на месте которого якобы была основана та же крепость Владикавказ, и в этом нет ничего необъяснимого или удивительного, т.к. ввиду малоземелья, трудностей освоения практически диких заболоченных и лесистых земель, осетинские села в долинах Терека располагались почти вплотную друг к другу и часто по мере разрастания сливались друг с другом.   Так надо пояснить что селение Заурово(Зауркау) как указывается в документах, это русская транскрипция осетинских слов. Основателя  селения рядом с которым и поставили крепость Владикавказ, звали Дзау (Зау) и селение называлось Дзауджыхъау, отсюда и сложности перевода Дзау -Зау, Дзауджыкау - зауркау...     А чтобы совсем вас удивить скажу,что Ислам в Осетии приняли РАНЬШЕ ВСЕХ МУСУЛЬМАН В МИРЕ.После арабов конечно.А вот и источник арабский.Ссылаясь на арабскую летопись «Сокровища драгоценных камней». «В ней описывается поход арабов на Кавказ под предводительством Джераха.Его именем названо самое восточное осетинское общество,где правили князья Дударовы,вытесненные вместе с населением в Турцию во время Кавказской войны 19 века,благодаря предательства ингушей и заключённым ими договором с царской администрацией о неучастии в войне и выдаче властям непокорных горцев-чеченцев,карабулаков-орстхо,кабардинцев,осетин,дагестанцев и кистинов и участие ингушей в военных действиях против них взамен на предоставлением им равнинных осетинских и чеченских земель в арендное пользование .Через 30 лет после смерти Магомета арабы из Багдада-сулеманийцы- прошли Грузию, Баб-Алан(Дарьяльское ущелье) и вышли на Северо-Кавказскую равнину. Как повествует эта летопись арабы установили здесь «свет истинной веры»,т.е. ислама. Отсюда идет название местности- Джерах,стало быть, и начало Ислама в Осетии тоже идет со времен этих арабов»

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic